МБОУ "Гимназия им. Горького А.М"
р.п. Москаленки
  • Профильное направление: История

    Профильные классы

    Углубленное изучение истории в школе.

    Рекомендации по организации углубленного изучения истории составлены с учетом особенностей существующих ныне системы исторического образования в общеобразовательной школе. Ее характерной чертой является определенное несоответствие между объемом подлежащего освоению учебного материала и количеством часов, выделяемых на изучение предмета. При разработке федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года по истории фактически не произошло разгрузки содержания обязательного для изучения программного материала по сравнению с обязательным минимумом 1998/99 гг., а требования к уровню подготовки выпускников в части формирования ключевых компетенций возросли. Вместе с тем, количество учебных часов, выделяемых на освоение курса истории в 9, 10 и 11 классах на базовом уровне сократилось. Сокращение коснулось, прежде всего, наиболее насыщенного событиями, драматичного и сложного для осмысления исторического периода – истории ХХ века, знание которой является особенно значимым с точки зрения понимания современной ситуации общественного развития. Сложившееся положение в сфере преподавания истории не лучшим образом сказывается на качестве знаний выпускников, о чем достаточно убедительно говорят результаты ЕГЭ по предмету. В данных условиях углубленное преподавание истории, помимо подготовки к профильному изучению предмета в 10-11 классах и удовлетворения образовательных запросов тех старшеклассников, кто не оказался в числе учеников профильных социально-гуманитарных классов, но хотел бы знать истории более основательно, может способствовать преодолению отмеченных выше недостатков нынешней системы школьного исторического образования.

    Наиболее целесообразным в рамках углубленного изучения представляется не столько дальнейшее расширение перечня подлежащих изучению предметных тем, сколько усиление внимания к систематизации исторического материала; достижение более серьезного уровня теоретического осмысления и конкретизация знаний о ключевых явлениях и процессах отечественной и мировой истории; дополнительная отработка учебных умений, навыков и способов деятельности, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, с ориентацией, в ряде случаев, на требования профильного уровня. Указанный подход положен в основу настоящих рекомендаций, призванных оказать содействие в эффективной организации углубленного изучения истории.

    Рекомендации состоят из следующих основных элементов:

    -  основного содержания программы углубленного курса истории для 5-11 классов, дополненной за счет включения ряда дидактических единиц, предлагаемых для обязательного изучения;

    -  скорректированных с учетом специфики углубленного изучения предмета требований к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) общеобразовательной школы по истории;

    -  перечня учебно-методических комплектов, рекомендуемых для реализации углубленного курса истории;

    -  рекомендаций относительно количества часов, выделяемых в учебном плане за счет федерального компонента и компонента образовательного учреждения для освоения предлагаемой программы углубленного курса истории (по годам обучения);

    -  кратких рекомендаций по применению образовательных технологий и методов обучения, в наиболее полной мере отвечающих задачам углубленного изучения истории в школе.

    Сейчас идет переоценка самой сущности процесса обучения и воспитания. Перестройка методов обучения призвана способствовать познавательной активности, самостоятельному мышлению, взаимодействию, творчеству учащихся.

    Надо заложить в школьный курс истории возможность последовательно раскрывать усложняющуюся идеологическую жизнь общества, показать перемены в общественной психологии, углубление демократизма.

    Среди организационных форм обучения должны занять такие, которые представляют наибольшие возможности для проявления творческой активности и самостоятельности: дискуссии, практикумы, семинары, лекции, конференции. В формировании знаний предпочтение следует отдавать методам и приемам, побуждающим мыслить, рассуждать, искать.

    Актуальность проблемы углубленного изучения истории сегодня очевидна. На практике сложились два основных варианта решения этой проблемы. В первом случае речь идет не столько об углубленном, сколько о расширенном изучении предмета, о сообщении большего объема теоретического и фактического материала. Второй путь - «погружение в предмет» представляется и более сложным и более перспективным. Его цель-формирование исторического мышления, гуманизация мировоззрения, пробуждения интереса к истории.

    На основе опыта наиболее эффективными можно определить следующие типы уроков: уроки вводного обзора, уроки погружения в предмет, уроки – характеристики исторической личности, проблемные уроки, уроки – зачеты.

    Изучение разделов целесообразно начинать с вводного урока, что позволяет определить основные вопросы этого раздела, порекомендовать школьникам доступные им источники и дать исходную информацию о событиях, процессах, явлениях, которые предстоит решать в дальнейшем.

    Урок погружения в предмет включает в себя несколько этапов:

    - усвоение новых знаний на основе материала изложенного в учебнике и лекции учителя.

    - комплексный анализ изучаемого материала с позиций философии и психологии.

    - проблемный анализ важный для формирования мировоззрения.

    - работа с дополнительной литературой.

    Урок характеристика исторической личности помогает понять исторические процессы и явления на основе действий людей и оценить их влияние на ход общественного развития. Учащиеся анализирует как характерные, так и индивидуальные черты людей данной эпохи, конкретных исторических деятелей, дают оценку их свершениям, поведению, образу жизни во взаимосвязи с развитием общества.

    Проблемный урок завершает работу над учебным блоком (разделом, темой). Его цель – анализ и синтез различных сторон социальных явлений. Учащиеся рассматривают свое отношение к ним, аргументируя фактическими знаниями ранее изученного.

    После проблемного урока целесообразно провести урок – зачет, на котором определяются результаты усвоения учебного материала.

    Опыт проведения занятий показывает, что углубленное изучение истории путем «погружения в предмет» способствует прочному усвоению материала, помогает разобраться в логике и диалектике исторических событий, значительно повышает интерес к истории. Этот интерес, пробудившийся на занятиях, подкрепленный чтением литературы, знакомство с рядом доступных исторических источников, выливается у школьников в стремлении написать научный реферат по избранной теме, заниматься своей проблемой более основательно, принимать участие в занятиях исторического кружка в рамках научного общества учащихся, где развивают первоначальные навыки исследовательской работы.

    Рыбина Ксения Викторовна.
    заместитель директора по УВР (дети ОВЗ)

    учитель истории

    Наши достижения

    5
    высший бал на ЕГЭ по Истории в 2024 году
    20
    призеров и победителей муниципального этапа ВсОШ за последние 3 года
    15
    Победитель муниципального этапа ВсОШ по истории в 2024 году

    Учебники

    Русский язык
    В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
    Учебно-методический комплект (УМК) "Школа России. Русский язык. 1 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г."
    "Русский язык. 1 класс. Учебник" входит в состав УМК Школа России. Русский язык. 1 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г.  Учебник продолжает знакомство с русским языком в послебукварный период, формирует навыки грамотного письма и развитие речи младших школьников.  Рубрики "...
    Азбука (в 2-х ч.)
    В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская и др.
    Учебно-методический комплект (УМК) "Школа России. Обучение грамоте и развитие речи. 1 класс. Горецкий В.Г."
    «Азбука. 1 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 1» входит в состав УМК Школа России. С помощью Азбуки первоклассники усвоят печатные буквы и их звуковые значения, научатся читать слитно слоги и слова, правильно понимать смысл прочитанного. Разнообразные развивающие задания, игры с буква...

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie